Памятка учредителю (редактору) СМИ

Памятка

по соблюдению отдельных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций для редакций периодических печатных изданий

 

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» 

 

Ч. 12 ст. 8. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня регистрации средства массовой информации. В случае пропуска этого срока регистрация средства массовой информации признается недействительной в порядке, установленном настоящим Законом.

 

Ч. 1 Ст. 11.  Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации.

 

Ч. 4 ст. 11. В течение месяца со дня изменения места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации учредитель обязан уведомить об этом регистрирующий орган.


            Ст. 15. Регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае:

1) если представленные заявителем в регистрирующий орган в соответствии со статьей 10 настоящего Закона сведения не соответствуют действительности;

2) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;

3) если устав редакции или заменяющий его договор не направлен в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации;

4) если имела место повторная регистрация средства массовой информации.

 

Ч. 1 ст. 16. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке административного судопроизводства по иску регистрирующего органа. 

 

Приостановление (прекращение) деятельности средства массовой информации возможно по решению учредителя (соучредителей) средства массовой информации (в случаях и в порядке, которые прямо предусмотрены уставом редакции или договором, заключенным между учредителем и редакцией либо главным редактором).

Уведомление о приостановлении деятельности направляется в адрес регистрирующего органа. При этом срок приостановления не может превышать одного года с даты выхода в свет последнего номера издания (экземпляр последнего номера издания прилагается к уведомлению) .

При прекращении деятельности СМИ по решению учредителя, учредитель направляет в регистрирующий орган следующие документы:

1) Заявление о прекращении деятельности СМИ в соответствии с решением учредителя, подписанное учредителем СМИ;

2) Оригинал свидетельства о регистрации СМИ;

3) Копию документа, подтверждающего принятие учредителем (соучредителями) решения о прекращении деятельности средства массовой информации (приказ, решение собрания учредителей и т.п.) - для каждого из соучредителей;

4) Копию документа, подтверждающего полномочия лица, подавшего заявление (приказ о назначении на должность, доверенность), - для каждого из соучредителей.

Ч. 5 ст. 20.  Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации.

 

Ч. 1 ст. 27. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: название издания; учредитель (соучредители); фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет; индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи; тираж; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии; знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Не допускается распространение продукции СМИ без установленных выходных данных, а равно с заведомо ложными выходными данными.

Ч. 2 ст. 27. Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы. При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

 

Ч. 3 ст. 27. Каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения: наименование (название) программы; дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска; фамилия, инициалы главного редактора; тираж; редакция и ее адрес; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка «Бесплатно»; знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

 

Ч. 4 ст. 27. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).

 

Ч. 3 ст. 23. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

 

Ч. 5 ст. 27. Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

 

Ч. 6 ст. 27. Сетевое издание должно содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) адрес электронной почты и номер телефона редакции;

5) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»

В соответствии со ст. 7 обязательные бесплатные экземпляры каждого номера печатного издания направляются через полиграфические организации получателям в день выхода в свет первой партии тиража по следующим адресам:

1.  Федеральное агентство по печати и  массовым коммуникациям  - 1 экз.

127994, ГСП-4, Москва, Страстной бульвар, д. 5  

телефон для справок: 8 (495) 694-11-77, тел./факс: 8 (495) 694-22-81;

сайт в сети «Интернет»: http://www.fapmc.ru.

 

2.  ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)»

125993, Москва, ГСП-3, Тверской бульвар, д. 10-12

Почтовая и курьерская доставка обязательных экземпляров периодических печатных изданий следует отправлять по адресу: 143200, Московская обл., г. Можайск, ул. 20-го Января, д. 20, корп. 2. Национальное фондохранилище филиала ИТАР-ТАСС «Российская книжная палата».

Телефон для справок:  + 4963824232, +4963821892

 

16 обязательных бесплатных экземпляров журналов на русском языке; 

9 обязательных бесплатных экземпляров газет субъектов Российской Федерации на русском  языке;

3 обязательных бесплатных экземпляров многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке; 

4 обязательных бесплатных экземпляров журналов  на  языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках;

3 обязательных бесплатных экземпляров газет на  языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках.     

 

В соответствии с п. 2.1. ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» производители документов в течение семи дней со дня выхода в свет первой партии тиража печатных изданий доставляют с использованием информационно-телекоммуникационных сетей по одному обязательному экземпляру печатных изданий в электронной форме, заверенному квалифицированной электронной подписью производителя документа, в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) и в Российскую государственную библиотеку.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Функции по созданию и выдаче квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные настоящим Законом, осуществляются аккредитованными удостоверяющими центрами.

Список аккредитованных удостоверяющих центров размещен на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» экземпляр печатного издания в электронной форме – электронная копия оригинал-макета, с которого осуществлялась печать документа, воспроизводящая информацию, содержащуюся в изданном документе (печатном издании), включая его текст, иллюстрации и все элементы оформления.

Для отправки обязательных экземпляров печатных изданий в электронной форме необходимо создать личные кабинеты на официальном сайте филиала ФГУП «ИТАР-ТАСС» «Российская книжная палата» - http://online.bookchamber.ru/book/ru/, а также на официальном сайте Российской государственной библиотеки - https://oek.rsl.ru.

 

3. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Центральная универсальная научная библиотека»  3 экз. 

153000, г. Иваново, Шереметевский проспект, д. 11.    

 

4. Соответствующие библиотеки муниципальных образований (для муниципальных СМИ) - 2 экз.

Нарушение порядка изготовления и распространения продукции СМИ, порядка объявления выходных данных и порядка предоставления обязательных экземпляров документов, письменных уведомлений, уставов и договоров влечет административную ответственность редактора (редакции) и учредителя СМИ, предусмотренную ст. 13.21; 13.22; 13.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.  

Памятка главному редактору средства массовой информации о соблюдении законодательства при освещении темы наркотиков и курительных смесей

 

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»

 

В соответствии с ч. 3 ст. 4 запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:

- сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- пропаганды каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

Нарушение норм настоящей статьи влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 6.13 КоАП РФ, вынесение письменных предупреждений учредителю и (или) редакции (главному редактору СМИ), а также прекращение судом деятельности СМИ в случае неоднократных нарушений в течение двенадцати месяцев, по поводу которых делались такие предупреждения.

 

Примеры основных ошибок СМИ, приводящие к нарушениям законодательства при освещении темы наркотиков и курительных смесей

 

Желание отдельных СМИ освещать проблему наркомании и незаконного оборота наркотиков при направленности основной темы и идеи материала на противодействие пропаганде и распространению наркотиков может привести к раскрытию сведений, которые  квалифицируются, как злоупотребление свободой массовой информации в нарушение требований ст. 4 Закона о СМИ.

Основные ошибки журналистов, совершаемые при этом:

•  распространение высказываний, являющихся пропагандой каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;

•  раскрытие мест изготовления и приобретения наркотических средств;

•  раскрытие способов, методов разработки, изготовления и использования наркотических средств;

•  раскрытие сведений о лекарственных средствах, использование которых может вызвать наркотический эффект;

•  сообщения о потребителях наркотиков, добившихся славы или успеха;

•  фиксация позитивного эффекта от потребления наркотиков;

•  привлечение внимания к огромным прибылям наркобизнесменов;

•  преуменьшение вреда от потребления наркотиков.

 

Пути исключения ошибок СМИ, приводящие к нарушениям законодательства при освещении темы наркотиков и курительных смесей

 

Основная задача при освещении проблем незаконного оборота наркотиков состоит в том, чтобы минимизировать ошибки самих журналистов. Каждому журналисту лично и редакции в целом, сталкиваясь в своей профессиональной деятельности с темами, имеющими отношение к наркотикам, необходимо:

•  отказываться от публикации сведений о лекарственных препаратах и определенных условиях, при которых они вызывают наркотический эффект, а также о способах получения наркотических средств и местах их приобретения;

•  тщательным образом выверять цитаты, фразы и их содержание.

•  руководствоваться в своей профессиональной деятельности правовыми, морально-нравственными нормами, считающими прямую либо косвенную пропаганду наркотиков несовместимой с понятиями журналистской этики.

Время публикации: 26.02.2010 11:49
Последнее изменение: 14.01.2019 14:41